История возникновения села Стромынь Богородского уезда (краеведческое исследование).

Стромынь
А. Мельников

В 30-ти км на север от Ногинска, на кольцевой дороге, на левом берегу реки Дубенки расположено большое старинное село Стромынь. До второй половины 19 столетия это село называлось Коровицыно, Коровицено, Коровниково — по-разному в различных источниках. 


Как же родилось это название? Само придорожное село возникло, вероятно, с того самого времени, когда дорога из Москвы на Суздаль и Владимир стала довольно оживленной, скорее всего, не позднее 14 века. Во всяком случае, достоверно известно, что в 80-х годах этого века Коровицыно из великокняжеского подчинения, то есть из дворцовой вотчины перешло в вотчину монастырскую. В народе живет легенда, что первое поселение здесь, на скотопрогонном тракте, появилось для отдыха гуртовщиков и сторожей, а потом на этом месте возникло село. Что ж, каждая легенда имеет право на существование.


1910 год. Фасад с разрезом и план храма из Стромыни.

В писцовой книге, вышедшей в Санкт-Петербурге в 1872 году, сказано: «… в селе Коровицыно, в 1573-74 гг. имеется церковь Никола Чудотворец…»

Из исторических источников явствует, что через село проходил скотопрогонный тракт. По нему в Москву перегонялись гурты телят и коров из Северо-Восточного угла Московского уезда (губерний тогда еще не было), и ближних районов Владимирского края, где крестьяне занимались как самостоятельным промыслом выпойкой телят. За летний сезон через село перегонялось от 7 до 10 тысяч коров и от 40 до 50 тысяч телят. Здесь в окрестностях села существовали пастбища (полевщины), которые за плату сдавались гуртовщикам. Каждый раз после ухода скота на следующее пастбище, которое находилось в районе села Успенское, коровицынские луга покрывались гниющими трупами погибших животных, служившими причиной распространения чумы. Загаженные извержениями зачумленных животных участки полевщины, тысячи мух, слепней, оводов, смрад и зловоние… Такая картина (а нашествия животных повторялись ежегодно на протяжении нескольких столетий) осталась в памяти местных жителей. Потому и получило селение название «Коровицыно».

От Коровицына отходил скотопрогонный тракт, тянувшийся мимо деревень Щекавцево, Мамонтово, Бабенки до села Успенское. Эта дорога, с каждым годом все более уплотняясь копытами тысяч животных, превратилась в широкий лесной «проспект». Сейчас он сильно зарос, но местами все же заметен — до постройки кольцевого шоссе эта дорога была связующей нитью с деревнями Щекавцево и Боровково.
Надо сказать, что угрожающее положение с доставкой животных в Москву (гибель их в дороге и распространение инфекционных заболеваний, опасных и для людей) дошло до царского правительства.
В конце 19 столетия скот, перегоняемый прежде по Стромынскому, Владимирскому и Санкт-Петербургскому трактам, стали перевозить по железной дороге.

Село же с названием Стромынь свое датоисчисление начало с 14 столетия, когда оно стало упоминаться в актах и на картах Древней Руси. Таких источников около десяти, и все они связаны с Успенским Дубненским монастырем, основанным на СТРОМЫНИ игуменом Сергием Радонежским в 1381 году по обету великого князя Дмитрия Донского. Слово «стромынь» в словаре древнерусского языка отсутствует.


Преподобный Сергий Радонежский. Икона XVI в.

А вот в толковом словаре В. Даля есть слово, близкое по звучанию. «Стромить — крепить, огораживать или гатить низменный, заболоченный участок дороги или местности. Равно как и втыкать, ставить торчмя». Когда строился монастырь на берегу Дубенки, дорога, шедшая из села Коровицено-Стромынь к монастырю (ныне на этом месте находится кладбище) могла быть гатью. Сам монастырь тоже, возможно, строился на низком месте, которое пришлось «стромить», то есть, несколько возвышать насыпью, укрепляя грунт сваями и гатью. В пользу этого говорят результаты исследований краеведа из Щелково М.С. Гаева «… основание Успенского монастыря явно насыпано, площадь насыпи — около трех гектаров. Холм не торфяной, каким он мог быть, если бы землю сгребли вокруг, а песчаный. Песок не иначе, как со дна Дубенки. При обследовании реки вблизи холма замечено спрямление русла и вычерпывание дна (сохранились валы )».

Значит, «стромить» нашим предкам все-таки пришлось. Есть и еще одно подтверждение этому — в Патриаршей, или Никоновской, летописи, в повествовании летописца об устроении Дубненского монастыря говорится: «…игумен Сергий созда монастырь на реце на Дубенке, на Стромыни…» Так измененное временем слово «стромить» стало «стромынью». По-видимому, название села не относится к самому селу, ни даже к монастырю, а связано лишь с местом, на котором стоял монастырь. Ни в одном источнике невозможно встретить сообщение, что Дубненский монастырь был построен «около Стромыне», или » в Стромыне», или «у Стромыне». Разными авторами в разное время говорится — «на Стромыни».

Это согласуется и с летописными изданиями. В указателе волостей и селений за 1878 год говорится, что в Аксеновской волости Богородского уезда Московской губернии имеется: «подмонастырская слободка» и сельские слободы — «стромыни». Первая относится ко времени существования Дубненского монастыря. В этой слободке, по-видимому, проживали монастырские «служки», работавшие по хозяйству, она располагалась ближе остальных к монастырю. Сегодня это предположительно часть улицы Садовой, из всех семи улиц села она проходит ближе других к кладбищу.

Таким образом, второе значение этого слова — «стромыни», «стромынки» (в множественном числе) — сельские слободы. Они стояли в разных местах низкой, сырой местности, на гатях. Несколько стромынок позднее слились в одно село. В настоящее время на их месте остались улицы села. А Стромынский монастырь перестал существовать в 1764 году. Единственным монастырским строением на этом месте оставался Успенский храм Божьей матери, который в 1786 году был разобран и перевезен в село Капотню Московского уезда. Теперь на месте монастыря не осталось ничего, что могло бы о нем напомнить. Именно в то время селу Коровицыно было дано название Стромыня (Стромынь) в память о Дубненском, Успенском мужском монастыре на Стромыне, а на святом месте было устроено кладбище.


Часовня в селе Стромынь, установленная над могилой игумена Саввы Стромынского

Исторические источники разъясняют, что в начале 14-го века уже существовал тракт, ведущий из Москвы в Суздаль. Название Стромынский (Стромынка) он получил в 1382 году, в год освящения Дубненского Монастыря на Стромыне.

По желанию великого князя Дмитрия Донского богомудрый Сергий основал в 1378 году монастырь Дубенский на Стромыни, с церковью Успения Богородицы, в 30 верстах на юго-восток от Троицкой Лавры, при речке Дубенке, и поставил игуменом ученика своего Леонтия. Вторым игуменом в той же обители был преподобный Савва Стромынский по благословению преподобного Сергия (история Русской Церкви преосвященного Макария, IV, 188).

Во все эти места преподобный Сергий сам ходил, по обычаю, пешком, чтоб избрать место и положить начало обители. Средства как для построения, так и для содержания монастырей даны были великим князем.

В рукописных святцах сказано: "Преподобнаго Сергия ученицы преподобнии отцы Савва и Леонтий, начальницы быша Стромынскаго монастыря благословением Сергия чудотворца". Из последних слов видно, что оба они были поставлены самим Сергием. Со времени основания Стромынского монастыря до преставления преподобного Сергия протекло 13 или 14 лет; должно полагать, что Леонтий недолго был игуменом и выбыл куда-либо в другой монастырь, а Савва был его преемником в управлении обителью, в ней скончался и погребен. Святостию жизни он более прославился, чем Леонтий, и потому имя его в списке учеников Сергиевых поставлено выше Леонтиева, и чтилось в XVII веке. На месте Стромынского монастыря стоит теперь село Стромынь на дороге Стромынке, лежащей между Ярославскою и Владимирскою шоссейными дорогами. Там подле древнего Усенского храма, в особой часовне, почивает под спудом преподобный Савва Стромынский, который на иконах изображается кривым, с закрытым правым глазом.
Воспроизведено по тексту графа М.В. Толстого "Рассказы из истории Русской Церкви"


Комментариев нет: